Перейти к содержимому


«В ПАРИЖЕ ВСЕ ХОТЯТ БЫТЬ АКТЕРАМИ. УЧАСТЬ ЗРИТЕЛЯ НИКОГО НЕ УСТРАИВАЕТ»,

―заметил как-то Жан Кокто, известный французский режиссер, писатель и художник. Я бы добавила: и не только актерами! А еще художниками, скульпторами, писателями, героем известного романа… Словом, Париж навевает необыкновенное вдохновение, желание еще и еще раз окунуться в мир искусства.

Здесь буквально каждый сантиметр дышит историей. Приятно видеть, с каким трепетом парижане заботятся о своих культурных ценностях. Архитектурный облик французской столицы создавался веками, но не все памятники культуры «дожили» до наших дней в первозданном виде. Многие, в том числе знаменитые Отель-де-Виль(здание городской администрации) и дворец Тюильри, были разрушены в трагические для города моменты истории. В ХIХ–ХХ веках Париж переживает новый подъем: проводятся всемирные и международные выставки, к которым была приурочена постройка Эйфелевой башни, возводятся Большой и Малый дворцы, восстанавливаются памятники культуры, среди которых тот же Отель-де-Виль, воссозданный по сохранившимся чертежам и изображениям. Париж вновь становится одним из главных культурных центров Европы.

Парижский транспорт

Любое путешествие, тем более дикарем, так или иначе, связано с общественным транспортом. Увидев впервые схему метро Парижа, можно подумать, что разобраться в ней нереально. Однако в скором времени понимаешь, что метро и транспортная система в городе организованы очень удобно. Станции расположены так, что от любой из них до соседней можно добраться максимум за десять минут. Внешне парижское метро не имеет унифицированного обозначения, как во многих городах – буква М; названий веток тоже нет. Главным ориентиром служит название последней станции вверху или внизу ветки, в зависимости от того, куда вам нужно. Также стоит сказать, что с линиями метро удачно перемежаются линии RER (региональное экспресс-метро). Курсирующие там поезда ходят в основном по поверхности, что особенно приятно вечером, когда город зажигается всеми своими огнями.

Прогулки по Парижу

Об основных достопримечательностях мы прочитали еще до приезда в Париж. И уже понимали, что увидеть все за один разпросто нереально. Историей дышит буквально весь город, и очень интересно узнавать те места, которые ты видел в фильме, о которых ты когда-то читал в романе или слышал от знакомых. И хотя сейчас бытует мнение, что во время путешествия не нужно бегать в попытке увидеть как можно больше, в Париже все наоборот – чем больше мест вы посетите,тем сильнее вам захочется сюда вернуться.

Иль де ля Ситэ

Знакомство с Парижем у нас началось с исторического, географического и духовного центра города, расположившегося на самом крупном острове Сены. Именно здесь находится знаменитый и удивительный Notre Dame de Paris — собор Парижской Богоматери, построенный в 1345 году на месте базилики Святого Стефана — первой христианской церкви Парижа, возведенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Около двухсот лет назад собор находился в полуразрушенном состоянии, пока в 1831 году не появился одноименный знаменитый роман Виктора Гюго, привлекший интерес к этому великому памятнику архитектуры. Собор был восстановлен, и по сей день тысячи людей ежегодно поднимаются на 400 ступенек вверх, чтобы полюбоваться панорамой Парижа и увидеть знаменитый колокол Квазимодо.

На набережной Сены стоит и знаменитый замок Консьержери – одна из самых старых частей королевского дворца, с ХIV века использовавшаяся как тюрьма. Самой знаменитой узницей Консьержери является королева Мария-Антуанетта, которая провела в замке последние дни жизни перед тем, как взойти на эшафот.Когда вы будете на острове, обратите внимание на церковь Сен-Жермен-л’Оксерруа – именно ее колокола в 1572 году дали сигнал к началу Варфоломеевской ночи, массовой резне протестантов-гугенотов.

Еще я советую обязательно посетить исполненную в готическом стиле небольшую часовню Сент-Шапель (Sainte Chapelle), которая считается одной из самых красивых готических церквей. Она предназначена для хранения тернового венца Иисуса Христа, который был выкуплен французским королем у латинского императора.

«Железная дама»

Именно так парижане прозвали Эйфелеву башню. Она была торжественно открыта 15 мая 1889 по случаю Всемирной выставки. Причем инженер Гюстав Эйфель организовал строительство башни практически полностью за свои деньги, рассчитывая окупить сооружение за 20 лет. Но оно с первых же дней открытия имело столь оглушительный успех, что затраты на ее строительство окупились уже за время выставки. Сегодня Эйфелева башня является единственным символом Парижа во всевозможных изображениях, описаниях и рассказах. А ведь в первые годы ее существования парижане активно протестовали против постройки и призывали к ее сносу.
Эйфелева башня видна практически из любой точки Парижа. Круглый год миллионы людей желают подняться на 300‑метровую высоту, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на французскую столицу. Простояв час в очереди, в первый же вечер мы поднялись туда. И хотя башня отличается своей прочностью и устойчивостью, все же она немного качается.

Лувр – Музей Д’Орсэ

Лувр – когда-то королевская резиденция, а ныне огромный музей. Сложно сказать, сколько времени потребуется потратить,чтобы обойти все его залы. Мы решили увидеть лишь самые известные экспонаты, но так и не смогли пройти мимо залов с величайшими произведениями искусства, ведь, например, коллекция живописи Лувра считается лучшей в мире. Помимо таких мировых шедевров, как «Джоконда», статуя богини Ники и Венеры Милосской, обязательно посетите покои Наполеона.
Во дворе музея располагается пирамида Лувра – современная конструкция из нержавеющей стали и специального стекла.

Когда-то задуманная, как оформление входа после расширения площадей экспозиции, пирамида вызвала бурю критики за свою чужеродность стилю самого дворца. Но в результате, как и Эйфелева башня, она является одним из главных символовгорода.

От Лувра вы можете прогуляться по Мосту искусств через Сену и пройти к музею импрессионизма д’Орсэ, расположенному в здании бывшего железнодорожного вокзала. Здесь представлены взору «вечные» произведения таких известных художников, как Ренуар, Клод Моне, Ван Гог, Эдгар Дега, и многие другие.

Триумфальная арка – Елисейские поля –Дом инвалидов

Название «Елисейские поля» в первую очередь наводит на мысль, что мы увидим как минимум парк. Но это самая широкая парижская улица с многочисленными кафе и бутиками, венчает которую Триумфальная арка, построенная по указу Наполеона.

Для тех, кто знаком с творчеством Ремарка, будет интересно увидеть (а может быть, и посетить) ресторан «Ле Фуке», в котором герои романа «Триумфальная арка» Борис и Равик договорились встретиться после войны.

На Елисейских полях вы увидите семиэтажный торговый дом Louis Vuitton, основатель которого в свое время произвел революцию в области изготовления дорожных сумок. Пройдя дальше и миновав Большой и Малый дворцы, вы увидите необычайно красивый мост Александра III и Дом инвалидов – один из самых величественных памятников архитектуры Парижа, построенный для старых воинов, которые из-за болезни теряли способность к службе (слово «инвалид» использовалось в более широком контексте).

Дом инвалидов по-прежнему является военным учреждением, а внутри соборанаходится саркофаг с останками Наполеона. Мало кто знает, что останки великого императора были замурованы в шесть гробов, выполненных из жести, красного дерева, свинца и дуба.

Все богатства Парижа …

Помимо перечисленных в Париже еще так много мест, которые стоит увидеть.
Латинский квартал. Здесь находится знаменитая Сорбонна. В Средние века обучение велось на латыни, поэтому квартал вокруг университета получил одноименное название. Также побывайте в Пантеоне – мавзолее, где покоится прах самых великих граждан Франции (Виктора Гюго, Эмиля Золя, Вольтера, Руссо и др.).
Монмартр. Один из семи холмов Парижа. Здесь, зайдя в сквер Виллет – самую высокую точку столицы, – вы сможете насладиться панорамой Парижа. (Те, кто смотрел фильм «Амели», наверняка вспомнят сцену, когда главный герой бежал по бесконечным ступенькам к вершине холма, а потом вниз, чтобы встретиться с Амели.) Неподалеку расположилась базилика Сакре-Кер — одна из самых красивых церквей Парижа, являющаяся символом города наравне с Эйфелевой башней, Лувром и Триумфальной аркой. Гуляя по Монмартру, вы увидите старинные мельницы, дом, где когда-то жил Ренуар, розовый домик, изображенный на полотнах художника Утрилло, кабаре «Ловкий кролик», в которое любили захаживать ВанГог и Пикассо.
И конечно же, площадь Тертр – любимое место художников, где вы без труда найдете того, кто захочет нарисовать ваш портрет.
Отель «Ритц» – одна из самых фешенебельных гостиниц Парижа, где в свое время останавливались Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, Элтон Джон и более 30 лет жила Коко Шанель. А бар у отеля носит имя Эрнеста Хемингуэя – в нем знаменитый писатель был завсегдатаем. Если вы решите остановиться не в «Ритце», то как минимум обязательно пройдите мимо.

В следующий раз мы поедем в Париж весной, чтобы воочию увидеть всю прелесть цветущего сада Тюильри, Люксембургского сада, а также других многочисленных скверов и бульваров Парижа. Впереди также посещение Диснейленда, экскурсия по набережной Сены и, конечно же, Версаль!

Когда прогуливаешься по пешеходной улице Монторгейль в парижском районе «Ле-Аль» («Les Halles»), трудно поверить, что когда-то на этом месте располагалось огромное кладбище, на котором с 12 до 19 века хоронили людей. Сегодня об этом напоминает только одна скромная реликвия – «Фонтан Невинных» на площади Йоахима дю Белле.

Сначала в этих местах стояла церковь, около которой было всего несколько могил. Потом кладбище постоянно расширялось в результате распространения бубонной чумы. В 15-ом веке жертв эпидемии сваливали в братские могилы, вмещающие до 1500 человек. Всего здесь было похоронено 2 миллиона парижан.

В 80-е годы 18 века кладбище стало рассадником антисанитарии. Постоянные дожди вымывали почву, стояла невообразимая вонь, а еще сюда повадились грабители и некроманты, которые продавали тела медицинским школам и пытались реанимировать мертвых всякими заклинаниями.

В конце концов, Людовик XVI приказал закрыть все существующие кладбища Парижа, эксгумировать и кремировать миллионы трупов.

Катакомбы Парижа

Большую часть костей перенесли в южную часть города – катакомбы. Официально их называют «Карьерами Парижа». Это длинные извилистые тоннели, которые тянутся на 280 км. Если вам захочется пощекотать нервы, можно осмотреть 2 километра катакомб, которые открыты для туристов.

Официальная достопримечательность Парижа.

Касса, где продают билеты в катакомбы Парижа, представляет собой небольшое темно-зеленое здание, которое не сразу заметишь, особенно, в первой половине дня, когда мало народу. Зато этот павильон довольно сильно отличается от крупных серых каменных строений вокруг.

Купив билет, посетители спускаются в катакомбы по узкой винтовой лестнице в 130 ступенек и попадают в узкие коридоры, заполненными костями тысяч парижан. В самом первом коридоре их еще нет, но дальше гарантированы жуткие впечатления, особенно, если осматривать тоннели в будний день утром, когда мало людей.

Некоторые коридоры имеют низкие потолки, и высоким людям придется идти согнувшись. Пол может быть мокрым и скользким (в зависимости от сезона), и иногда придется даже хлюпать по лужам. Во время дождя на голову капает холодная вода – ощущение не из приятных. Лучше стараться не обращать на это внимания.

На выход ведет лестница в 83 ступеньки. Там дежурит охранник, который проверяет сумки, так что не стоит пытаться что-то вынести. Рядом находится столик, куда обычно кладут изъятые из рюкзаков туристов кости. Выход из катакомб находится в другой части города. Около входа расположена станция метро Данфер-Рошро, а выход ближе к станции Мутон-Дюверне. До нее надо пройти пару кварталов.

Стоит хорошо подумать, прежде чем принять решение посетить катакомбы. Впечатлительным и страдающим клаустрофобией людям лучше туда не ходить.

Запретные места.

Двухкилометровый тоннель – это только верхушка айсберга, которая не сравнится с тем, что представляет собой остальная часть парижских карьеров. В закрытой части катакомб практически не встречаются человеческие останки. Здесь когда-то добывали известняк для строительства новых зданий в Париже. Потом стали выращивать грибы, но, к счастью, эту деятельность прикрыли, и французским грибам вновь вернули хорошую репутацию, перенеся плантации в провинциальные районы к северу от Парижа.
Исследователи городских катакомб, которых называют «cataphiles», знают, как можно проникнуть в закрытые части катакомб. Но полицейские тоже очень быстро обнаруживают эти люки и тут же наглухо их запечатывают. Так что проводники должны знать достаточное количество запасных точек выхода на поверхность. Кроме того, есть вероятность обвалов и блокировки проходов. В 1793 году в тоннели отправился Филибер Аспарт. До него дошли слухи о наличии в катакомбах тайника, где хранятся отборные вина и ликеры. Нашли Филибера через 11 лет в нескольких шагах от выхода с бутылкой в руке. «Сataphiles» до сих пор почитают его как покровителя катакомб, но помнят о том, что он отправился в опасное путешествие с одной свечой. Поэтому обязательными атрибутами являются два факела.

С 1981 года существует организация «UX» («Городской эксперимент»), члены которой за свой счет реставрируют в катакомбах найденные реликвии. Самым нашумевшим случаем была реставрация старинных часов Пантеона в 5-ом округе. Это сделала подгруппа «Untergunther». Местные жители получили шок, когда впервые за много лет услышали бой часов. Но администрация Пантеона подала в суд на реставраторов за незаконное проникновение в катакомбы. Суд постановил, что обвинение в восстановлении старинных часов просто глупо и отказал удовлетворить иск.

Неофициальный глава группы Лазарь Кунтсманн несколько раз предупреждал охрану некоторых музеев о недостатках в системах безопасности, которые были обнаружены в ходе деятельности группы. К его словам не прислушались, и в результате в 2010 году произошло впечатляющее ограбление Музея современного искусства на сумму в 100 миллионов евро. Кунтсманн всегда считал абсурдной позицию чиновников, которые верят, что запрет на вход в катакомбы может остановить искателей приключений.

Трудно сказать, что движет людьми, стремящимися сюда попасть. Некоторые ищут тишины, прохлады и возможности отдохнуть от суеты города. Другие хотят получить яркие впечатления. Но даже самые старые ветераны «cataphiles» говорят, что им известна лишь мизерная часть системы подземного Парижа. Тоннели выходят за пределы города, и можно потратить всю жизнь, блуждая по необитаемым подземным улицам.