Перейти к содержимому


История Эйфелевой башни

История Эйфелевой башни начинается 125 лет назад.
В далеком 1889 году, а именно, 31.3.1889, на Марсовом поле в Париже закончилось строительство Эйфелевой башни. Башню возводили в качестве временного экспоната Всемирной Парижской выставки в честь столетия Великой французской революции и собирались снести через 20 лет. От разборки её спасло развитие радио: на самой верхушке установили антенны. Чтобы отметить юбилей с особым размахом, городская администрация объявила конкурс на внушительную впечатляющую конструкцию и вовлекла в него видного инженера-мостовика Гюстава Эйфеля. Тогда чугунное литьё для строительства начала вытеснять сталь. Эйфель работал со сквозными железными фермами и пришёл к эстетике чистой конструкции без какого-либо декорирования. Но идею башни предложил не он, а два его сотрудника — Морис Кёхлен и Эмиль Нугье.

От конкурса до юбилея революции оставалось всего лишь два года, и только Эйфелю было под силу конструктивно воплотить дерзкий замысел молодых коллег. Уже до этого он много думал о разнообразном применении металлоконструкций, весьма успешно делал их основой ответственных и рискованных сооружений, а потому вошёл в историю как автор беспрецедентного выставочного эффекта, рекламируя не только французское свободолюбие, но и неисчерпанную потенцию строительного железа. Эта кон¬струкция получила первую премию конкурса. Потом Эйфель, воодушевлённый романтикой юбилея и свободой эксперимента, воскликнет: «Франция — единственная страна, где есть 300-метровый флагшток!». Восторг Эйфеля разделят далеко не все его земляки-современники. Многих смутила и даже возмутила обнаженная конструкция колоссального высотного сооружения, не похожего на привычное зодчество. Архитектор Совестр предложил облицевать камнем нижнюю часть башни, включить в её фасады величавые арки, а венчающую вертикаль округлить и украсить её привычным фасадным декором. Эта эклектика больше отвечала вкусам таких ярких мастеров культуры, как композитор Гуно или писатель Мопассан.

Читайте также:  Необычные музеи Парижа

В дальнейшем он ежедневно обедал в ресторане, размещённом на нижнем ярусе Эйфелевой башни. В ответ на ехидные вопросы о принципиальности Мопассан разъяснял, что в Париже это единственное место, где не видна громоздкая уродина.В протестном обращении, которое подписали триста литераторов и художников, парижское творение Эйфеля названо «смехотворной башней, доминирующей над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», «ненавистной колонной из железа и винтов, простирающейся над городом, как чернильная клякса». Авторы письма ужасались при мысли о том, что этот монстр будет кидать на город уродливую тень целых два десятилетия. Но башня уцелела и после этого срока. Ещё в октябре 1898 г. Э. Дюкрете использовал её для телеграфной связи между Эйфелевой башней и Пантеоном (4 км от башни). Затем её приберегли для военных целей. В 1906 г. на ней навсегда угнездилась радиостанция. В 1914-м с её помощью французы перехватили внутренние переговоры немецких войск на Марне и контратакой сорвали их планы.

Читайте также:  10 лучших достопримечательностей Парижа!

В 1925 г. Эйфелева башня впервые передала телевизионный сигнал, а с 1935-го началась регулярная трансляция телепрограмм.

Своё парижское творение, навсегда закрепившее в истории имя Эйфеля, он называл предельно буднично: «300-метровая башня» (tour de 300 metres). Позднее он огорчался тем, что его парижская «безделушка» (тогда намного превосходившая по высоте все сооружения в мире) заслонила сложные и весьма рациональные произведения Эйфеля (например, виадук Гараби с арочным пролётом в 165 метров). Эйфель изготовил каркас 46-метровой статуи Свободы на острове Эллис-Айленд в гавани Нью-Йорка. Изваял фигуру другой француз — скульптор Ф. Бартольди. Франция подарила монумент Соединённым Штатам Америки, а на отливку пошла уральская медь.